Обзор рынка сэндвич-панелей России

Сэндвич-панели принято классифицировать по следующим позициям:

  • По назначению:

Типы сэндвич-панелей

Размеры панелей

сэндвич-панели для облицовки наружных стен

толщина 80,100,120,150

стеновые сэндвич-панели

ширина 1000мм

кровельные сэндвич-панели

панели для внутренних перегородок

длина от 2000мм до 12000мм

По мнению большинства экспертов и участников рынка, на стеновые панели приходится в среднем 80% производства, на кровельные панели около 20%.

  • По виду сборки: заводская и поэлементная. Наиболее распространена заводская сборка, т.к. считается что это позволяет снизить процент брака при монтаже.
  • По материалу наполнения: наиболее распространенным видом утеплителя в сэндвич-панелях является минеральная вата. Ее используют в производстве порядка 90% компаний. Около половины компаний также применяет пенополистирол. Пенополиуретановый утеплитель применяют порядка 30% российских компаний, а стекловату используют только 10% компаний. Всего среди произведенных сэндвич-панелей 83% с МВУ, 12% с пенополистиролом, 5% с ППУ.
  • По материалу облицовки: порядка 90% российских производителей в качестве облицовочного материала используют сталь.
  • По цвету полимерного покрытия металлической обшивки панели подразделяются по цветах в кодах каталога RAL или RR.

Рынок сэндвич-панелей в России является высококонкурентным (по различным оценкам - 100-200 компаний-производителей). Причины - рост доли быстровозводимых зданий и сооружений в строительстве, а также сравнительно простой технологический процесс производства сэндвич-панелей и невысокие инвестиции в производство, облегчающие выход на рынок новым компаниям. В зависимости от объемов производства всех производителей сэндвич-панелей можно разделить на 3 категории*:

  • мелкие – производство до 500 тыс. м²/год;
  • средние – производство 500-1000 тыс. м²/год;
  • крупные – производство более 1000 тыс. м²/год.

* при работе на полную мощность.


До кризиса на долю средних и крупных производителей сэндвич-панелей приходилось около 53% рынка, на наиболее крупных производителей – около 17%. Учитывая, что в кризис 2008-2009 гг. рынок покинуло большое количество мелких производителей, а ряд крупных компаний сумели сохранить прежний уровень производства, то доля рынка крупнейших производителей на российском рынке выросла.


Крупнейшие производители сэндвич-панелей в России:

  • Ruukki-Вентал, Калужская обл.,
  • Электрощит, Самара,
  • Тримо-ВСК, Владимирская обл.,
  • Термостепс-МТЛ, Самарская обл.,
  • Мосстрой-31, Москва,
  • Промстройпанель, Москва,
  • Техно-Изол, Первоуральск, Свердловская обл.,
  • КЗЛК, Новокузнецк,
  • Металл-Профиль, Свердловская обл.,
  • ЧЗПСН-Профнастил, Челябинск

 


Крупнейшие российские предприятия производят как стеновые сэндвич-панели, так и кровельные сэндвич-панели. Их соотношение в структуре производства у всех производителей примерно одинаково: 80% (стеновые) и 20% (кровельные), с погрешностью 10%. Практически все российское производство в крупнейших компаниях ориентировано на выпуск панелей из минеральной ваты, тогда как общемировая тенденция - панели с пенополистиролом (ППУ) и полистиролом. Есть и исключения - компании, которые занимаются выпуском утеплителя (например, Мосстрой-31 - один из крупнейших производителей пенополистирола в стране) и сами используют его как сырье при производстве сэндвич-панелей.


Основная доля производства в России приходится на сэндвич-панели заводской сборки, но ряд крупнейших компаний-производителей (Термостепс-МТЛ, Металл-Профиль) запустили в 2009-2010 гг. цеха поэлементной сборки. Использование панелей на основе так называемого кассетного профиля позволяет снизить стоимость строительства для заказчика.


По  мнению специалистов строительного рынка, для России «сборные» сэндвич-панели являются наиболее перспективными для строительства современных общественных и промышленных зданий, уже сейчас в странах Западной Европы до 80% промышленных зданий строятся именно с применением кассетного профиля.


Малая доля продукции полистовой сборки в России (не более 17% совокупного производства в настоящее время) связана со сложившейся культурой потребления: среди российских потребителей распространено мнение, что заводская сборка снижает риски брака при монтаже низкоквалифицированными рабочими.


Крупнейшие производители сэндвич-панелей входят в промышленные холдинги, что позволяет существенно расширить возможности предприятия. Практикуются два варианта:

  • Производство сэндвич-панелей как самостоятельная бизнес-единица. Компании холдинга не связаны в технологическую цепь, холдинг не имеет собственной сырьевой базы для производства сэндвич-панелей. Имеет место горизонтальная интеграция на верхнем уровне управленческой иерархии. Используются единые каналы поставок сырья, централизуются закупки, логистика. Возможны интеграция на уровне продаж, централизация продаж через единые торговые дома, использование единых каналов продаж, работа на комплектацию единых объектов.
  • Вертикальная интеграция внутри холдинга. Сырьевые компании организуют изготовление сэндвич-панелей (или наоборот), за счет чего достигается синергетический эффект совмещения смежных бизнесов. Такое ведение бизнеса характерно для большинства крупных российских производителей.

Основная часть импортной продукции - панели премиум сегмента поставщиков из Англии, Польши, Финляндии, Кореи и других стран. Оптимальным способом выхода на российский рынок для иностранных производителей стало приобретение производственных мощностей в стране (например, финский металлургический концерн Rautaruukki Group - компания "Венталл", Калужская область, открытый в 2009 г. в Ярославле завод ASTRON Buildings) или открытие собственных центров продаж (офис Paroc Group в Москве, официальные представительства  компании "NordProfil").


Для сохранения лидирующих позиций на рынке, крупные компании-производители сэндвич-панелей в кризис сосредоточили активность на маркетинговой поддержке продаж, расширении ассортимента продукции и географии продаж, коррекции ценовой политики, обновлении оборудования.

Объем рынка сэндвич-панелей в России

По оценкам экспертов, официальная статистика учитывает не более 50% реального объема произведенной на рынке продукции. Это вызвано сравнительной простотой процесса производства сэндвич-панелей, в результате чего на рынке есть множество небольших "кустарных" производителей, которые не предоставляют данные Росстату. Кроме того, данные Росстата представлены только в укрупненной категории.
Вследствие чего, для более точного расчета реального производства и размеров рынка сэндвич-панелей  использовались экспертные оценки объема рынка.


Производство стальных стеновых и кровельных панелей в России, 2006-2009 гг.:


Показатель / год

Производство панелей стальных стеновых и кровельных, данные официальной статистики, тыс.кв.м.

Производство панелей стальных стеновых и кровельных, с учетом поправочного коэффициента, тыс.кв.м.

2006

7572,2

15144,4

2007

11528,4

23056,8

2008

14601,6

29203,2

2009

В 1 кв. сократилось на 9%

20442,2

Источник: Росстат, поправочные коэффициенты участников рынка, экспертов компаний IndexBox, АМИКО


Разброс экспертных оценок крайне широк: на 2009 г. прогноз агентства IndexBox по размеру рынка сэндвич-панелей - 20,4 млн.кв.м., аналитики компании АМИКО еще более оптимистичны - 24,7 млн.кв.м. Несмотря на разброс в оценках, общий тренд, который уловили все аналитики - бурный рост рынка сэндвич-панелей - не менее 20-30% в год вплоть до 2009 г., и сокращение рынка на 30% в кризис. Большинство участников рынка и экспертов перспективы развития рынка оценивают весьма оптимистично и  в 2010-2011 гг. прогнозируют ежегодное увеличение объемов продаж на 10-15%. Ожидается, что «докризисный» уровень потребления будет достигнут в начале 2011 года. Доля импорта на российском рынке сэндвич-панелей по оценкам экспертов не превышает 4-5%. Таким образом, общий объем российского рынка сэндвич-панелей на 2009 г. оценочно составил  21,4 млн.кв.м.

Потребители сэндвич-панелей в России

Основные потребители сэндвич-панелей - строительные организации, осуществляющие строительство зданий и сооружений из быстровозводимых конструкций, а также заводы металлоконструкций, не имеющие собственного производства сэндвич-панелей. На данный момент сэндвич-панели используются в строительстве по самым различным направлениям (от зданий и помещений общественного и бытового назначения до производственных и складских помещений, помещений с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями). Также сэндвич-панели широко используются для реконструкции и утепления старых зданий и помещений, из них могут монтироваться и мобильные модульные постройки.

Выполненные проекты

Нашей компанией созданы десятки высокотехнологичных крупномасштабных проектов. Это и торговые комлексы и холодильные установки.

Отдел проектирования

Системы автоматического проектирования позволяют абсолютно точно подготовить электронныую документацию по выполняемому проекту.

Монтаж конструкций

Специалисты фирмы "СИГМА-М" в кратчайшие сроки и с отменным качеством возводят металлические каркасы и осуществляют внешнюю и внутреннюю отделку зданий.

Телефон компании СИГМА-М: (4932) 37-19-12 и (4932) 37-62-75 e-mail:info@sigmam.ru

Строительный каталог

 
О компании | История | Новости | Статьи | Проектирование | Монтаж | Производство | Контакты | Архив статей | Публикации
События: События строительства | События недвижимости | События архитектуры и дизайна | События ипотеки | События экономики